Без страха – в глаза истории. Тотемский народный театр выступил с премьерой спектакля “Самоубийца”

Театр для Тотьмы – больше, чем театр. Своим мнением (не претендующим на объективность) о премьерном спектакле Тотемского народного театра “Самоубийца” по одноименной пьесе Н.Эрдмана делится директор Тотемского музейного объединения Алексей Новосёлов.

Спектакль Тотемского народного театра «Самоубийца» лично для меня стал одним из главных потрясений со знаком «плюс» за последние несколько лет. Во-первых (каюсь) я совершенно не подозревал о существовании столь замечательного, убийственно хлёсткого произведения, достойного войти в тройку лучших пьес ХХ столетия и вызвавшего у меня настоящий восторг, какого я после прочтения драматургии не испытывал давно. Во-вторых, я был искренне восхищён смелостью труппы народного театра, взявшей для постановки столь непростой и «неудобный» для многих сценарий, за который вполне можно было «получить по шапке». В-третьих, не может не радовать сам факт того, КАК этот спектакль был сыгран – динамично, слаженно и ярко, пусть и не идеально, но очень живо и как-то по-особенному колоритно. В общем, настоящее событие даже для тотемской культурной жизни, которая бьёт ключом и извергает из себя порой уже излишнее количество мероприятий.

Тотемский народный театр давно известен далеко за пределами родного города прежде всего тем, что для своих постановок выбирает весьма смелые и неоднозначные сценарии, которые по воле заведующего постановочной частью Тагира Саберова зачастую становятся площадкой для сценических экспериментов. При этом самодеятельным актёрам удаётся весьма чётко выдерживать грань между юмором и пошлостью, между смелостью в постановках и откровенным переиначиванием текстов, между фантасмагорией и ирреальностью. Так, в прошлом году труппа театра удивила спектаклем «Shakes-пир», в котором сюжет «Ромео и Джульетты» был представлен от конца к началу и перемежался отрывками из других произведений английского драматурга – «Отелло», «Короля Лира» и «Гамлета».

Конечно, какие-то смелые задумки тандема Тагира Саберова и режиссёра театра Светланы Самодуровой так и остаются до конца не понятыми публикой, а загадки, заданные в виде метафор и скрытых смыслов, – неразгаданными. Но в этом и плюс тотемских «народников» – после их спектаклей хочется задуматься и вникнуть в тему более глубоко, для чего, возможно, пересмотреть постановку вновь, во второй, в третий раз. Спектакль «Самоубийца» Николая Эрдмана, взятый для постановки в этом году, – как раз из категории тех, что смешны только на первый взгляд, но после глубокого прочтения открывают за собой бездонную яму самых разнообразных глубинных смыслов.

Труппа Тотемского народного театра после премьеры спектакля "Самоубийца"

Труппа Тотемского народного театра после премьеры спектакля “Самоубийца”

«Самоубийца» выглядит одним из самых недооценённых спектаклей прошлого века, и дело даже не в том, что пьеса была запрещена лично Сталиным и поставила крест на всех дальнейших планах Эрдмана как драматурга. «Самоубийца» – это «Горе от ума» ХХ века, пьеса, которая достойна разбора на цитаты, притом исключительно хлёсткие и убийственно саркастичные («При социализме вина не будет! И дам не будет! И человека тоже не будет! А что будет? МАССЫ, товарищи, МАССЫ!», «Нам легче жить, когда мы говорим о том, что нам трудно жить», «По религии или по совести – отличия колоссальные»…). При удачном стечении обстоятельств эта пьеса могла бы стать таким же гвоздем в крышку гроба советской системы, какими становились во второй половине 80-х произведения Рыбакова, Солженицына, Платонова, Замятина. Но не стала. Количество постановок «Самоубийцы» в наше время пугающе мало – и этому есть причины.

Отец Елпидий (Артём Семушин) совсем не прочь подержать на руках Раису Филипповну (Валерия Самодурова)

Отец Елпидий (Артём Семушин) совсем не прочь подержать на руках Раису Филипповну (Валерия Самодурова)

Проблема пьесы в том, что она одинаково неудобна в любое время для любой властной системы. Разве откровенно карикатурный отец Елпидий – это не «оскорбление чувств верующих»? А мелкий доносчик Егорушка, услышавший фразу «не все спокойно в королевстве Датском» и тут же замечающий с высоких трибун о том, что капитализм в Дании прогнил, и товарищ Марцелл исключительно прав – разве это не напоминает нам «испорченный телефон» некоторых современных новостных ресурсов? Не говоря уж о том, что в любые времена на горе других вполне успешно наживаются тысячи людей. Потому уже сам выбор пьесы для постановки выглядит весьма революционно. Трагедия «маленького человека» и большой системы, показанная через призму сложных и противоречивых 20-х гг. прошлого столетия, о которых большая часть публики не знает практически ничего – как подать это аудитории в малом городе и донести до зрителей скрытые смыслы?

Клином "Самоубийцы" - бей прошлое и настоящее?

Клином “Самоубийцы” – бей прошлое и настоящее?

Режиссерский тандем выбрал путь рассказа об этой эпохе с самого начала – буквально с фойе перед зрительным залом, где звучали патефонные мотивы 20-х. Программки были напечатаны в стиле плакатного конструктивизма этой эпохи, который не спутаешь ни с чем: то время, когда страну еще не заполонил соцреализм и гигантизм сталинских лет, а революционные плакаты Маяковского (ещё живого) и «окон РОСТа» всё ещё были в тренде, несмотря на возвращение к относительно мирной жизни. Но особенно хороши были декорации на сцене. Конструктивистский стиль продолжается и здесь: нависшее над сценическим пространством красное полотнище с лаконичным «ЖИТЬ СТАЛО» без каких-либо многоточий и продолжений – та ещё метафора зрителям (все мы знаем продолжение этой фразы – и видим воплощение на сцене, КАК на самом деле стало). А ироническое превращение кафе «Красный бомонд» в «Красный Перлашез» во время второго действия и вовсе заслуживает аплодисментов – жаль только, что смысл этого превращения, равно как и самого слова «Перлашез», остался для большинства зрителей не понятым… А что стоит призыв из текста Эрдмана на кумачовых полотнах: «Люди и члены партии! Посмотрите в глаза истории!».

Подсекальников так и не застрелится. В отличие от несчастного Феди Питунина

Подсекальников так и не застрелится. В отличие от несчастного Феди Питунина

А в глаза истории смотрелось! Сценарий был будто бы создан для нынешней, капитально «омолодившейся» труппы Народного театра, потому, наверное, не стоит удивляться тому, что многие актёры получили роли в своих уже достаточно характерных амплуа. Впрочем, это не повлияло на восприятие спектакля и, напротив, сделало его по-настоящему цельным и ровным, без выделения какого-то одного яркого актёра, который притягивал бы к себе максимум внимания, затеняя остальных. Особенно стоит отметить Виталия Белозёрова, для которого роль Подсекальникова стала дебютом в главной роли вообще. То, что актёр мастерски справился с данной задачей, показав разные стороны человеческой натуры и не скатившись в исключительно комедийное изображение героя – вызывает уважение. Дуэт Светланы Тропиной и Ирины Белозёровой, сложившийся ещё во время «Shakes-пира» («Отелло») и спектакля «Сто лет за одну ночь» в рамках «Ночи в музее», раскрылся наконец в полную силу и заставил всецело поверить в происходящее в коммунальной квартире Подсекальниковых. Идеально вписался в роль бюрократа-доносчика Егорушки и Василий Абанин.

"Красный бомонд" - хлёсткий оксюморон, уже спустя 10 лет после революции ставший реальностью

“Красный бомонд” – хлёсткий оксюморон, уже спустя 10 лет после революции ставший реальностью

Но особенно удачной актерской игрой, на мой взгляд, отметился сам постановщик Тагир Саберов, которому роль страдающего от «завоеваний революции» интеллигента Гранд-Скубика пришлась исключительно впору. Если учитывать тот факт, что очень многие важные мысли спектакля вложены в уста именно этого персонажа, то его роль в спектакле становится одной из ключевых – пожалуй, второй вслед за Подсекальниковым. И эти фразы, сказанные из уст Тагира Саберова, высказаны настолько ярко и хлёстко, что не остаётся никаких сомнений в точке зрения самого постановщика, который сам столь же непримиримо относится и к революции, и к интеллигенции, и сам от того страдает, но сделать с этим, видимо, ничего не может. Или не хочет. Или делает какими-то своими способами – например, разговаривая со зрителем «Самоубийцы» языком метафор, под звуки удачно подобранного музыкального лейтмотива (Vittorio Monti – Czardas).

Светлана Шеменюк - актриса, чьё амплуа соблазнительницы в "Самоубийце" оказалось очень неожиданным

Светлана Шеменюк – актриса, чьё амплуа соблазнительницы в “Самоубийце” оказалось очень неожиданным

Актёрам Тотемского народного театра веришь безусловно. И оттого оказываешься наедине с теми чувствами, которые могли бы быть у зрителей «Самоубийцы» в конце 20-х годов – в том случае, если бы спектакль всё-таки был поставлен. А зная контекст исторической эпохи, остается только горестно недоумевать, что спустя и тридцать, и пятьдесят лет после событий «Самоубийцы» страна все так же яростно обличала капитализм в Датском королевстве и смотрела с высокой башни из-за «железного занавеса» на Париж – откуда, как из загробного мира, не возвращаются. А та тоска по всему русскому (явно в противовес советскому), вложенная в уста проходного героя – мясника Пугачёва (Алексей Белозёров) – оказалась актуальной и спустя полвека, когда под «хруст французской булки» стали постепенно выползать из небытия истории о «России, которую мы потеряли». Но если всё это было известно ещё в 20-х – за каким чёртом были проведены эти десятилетия, для чего все эти репрессии, коллективизации, войны?! Нет ответа.

Маленький человек и большая труба

Маленький человек и большая труба

И уж тем более нет ответа, как быть «маленькому человеку», разжалованному в массы, но мечтающему найти покой в этой безумной череде. Мечту главного героя Подсекальникова «просто жить, просто ходить на работу…» осуществили только в 70-е – в то время, которое мы сейчас иронично называем «застоем» и которое тоже завершилось тупиком. Русь-тройка, куда же ты мчишься? – так и хочется воскликнуть, вспоминая Гоголя, который, несомненно, повлиял на творчество Эрдмана. И финальная сцена «Самоубийцы» – своеобразная перекличка с гоголевским же «Ревизором»…

Такие спектакли, какой удалось поставить нынче Тотемскому народному театру, редко воспринимаются публикой на ура. Однако тотемский зритель понял постановку. Понял – и принял, увидев за комедией глубинные смыслы, а за смехом на сцене – трагедию безнадёжности и тупика. Отзывы о мероприятии в социальных сетях и прессе – тому подтверждение. А это значит, что театр продолжает жить, оставаясь, как и век назад, одним из ключевых акторов культуры в жизни Тотьмы. Новый спектакль ТНТ без всяких сомнений возглавил череду ярких, менее ярких , а порой – увы – и откровенно бледных культурных событий в жизни нашего района.

Люди и члены партии, посмотрите в глаза истории. В этом году был спектакль «Самоубийца» – и было всё остальное.

Алексей НОВОСЁЛОВ

Закладка постоянная ссылка.
  • Яндекс.Метрика