Бренды

В Тотемском районе созданы и успешно развиваются несколько имидже-брендовых программ, направленных на развитие туризма.

Соль земли русской

На протяжении многих веков Тотьма была одним из ведущих центров соляного производства Севера России. Считается, что жители Тотьмы первыми на Руси освоили соляной промысел. Соль, важнейший и очень дорогой в то время продукт питания, выпаривалась из рассола, добываемого из соляных ключей глубокого залегания.

В настоящее время на территории всей промысловой зоны Усолья Тотемского явно прослеживаются остатки соляного производства разных веков. Наиболее яркими и интересными объектами являются рассолоподъемные трубы (их более 70), расположенные как по берегам реки Ковды, так и непосредственно в ее русле. Сохранилась Воскресенская церковь (XVIIIв.), некогда основанная солепромышленниками Строгановыми, часть усадьбы последних тотемских солевладельцев Кокоревых.

Товарный знак «Тотьма – Соль земли Русской» зарегистрирован в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации 12 октября 2010 г. Центральным элементом является картуш – полуразвернутый свиток для помещения подписей, икон, гербов. В нижней части картуша – бадья, которую использовали для поднятия соляного раствора из шурфного колодца. В верхней части картуша – схематичное изображение навершия Входоиерусалимского храма, построенного на доходы тотемских купцов-мореходов от промысловых экспедиций и от продажи соли. Храм олицетворяет особый стиль архитектуры – «тотемское барокко».

У нас Вы можете открыть для себя подлинную Россию в лучшем смысле этого слова, – ту, которая ещё не превратилась в гламурную картинку, где тротуарная плитка еще не заменила деревянные мостки, – но вместе с тем эта Россия заслуживает внимания и интереса к её прошлому и настоящему. В названии “Соль земли русской” – игра слов, связанная и с солеваренными промыслами, за счет которых долгое время жил тотемский посад, и богатая история, связанная с купечеством и мореходством, и славные традиции, существующие в городе доныне.

24 июня 2010 г. в Соликамске учреждена «Ассоциация соляных городов». Сторонами, подписавшими документ, стали представители Соликамска, Тотьмы, Сольвычегодска, Усолья, Соль-Илецка, Березников, Чердыни и Велички (Польша). Учреждение ассоциации направлено на установление долговременных дружественных отношений между соляными городами. Добыча каменной соли в соляных городах давала возможность экономически процветать, развивать культурно-духовные сферы жизни и создавать ценные материальные объекты. Поэтому верится, что у соляных городов есть большой культурно-туристический потенциал, который станет основой дальнейшего сотрудничества между городами-членами ассоциации.

Город купцов и мореходовКолумбы русские, презрев угрюмый рок,
Меж льдами новый путь отворят на восток,
И наша досягнет в Америку держава.

М.В.Ломоносов

Сейчас не подвергается сомнению тот факт, что Тотьма – «морская столица сухопутного региона», “сухопутный порт морской”, как называл город Юрий Сенкевич. Тотемские купцы-мореходы снарядили наибольшее количество экспедиций к берегам Сибири, Аляски, дальнего Востока. Слава о морских подвигах тотьмичей дошла до Екатерины Второй, даровавшей Тотьме герб, так ощутимо связавший русскую провинцию и заокеанские земли. О славе тотемских мореходов помнили не всегда – большую часть имён для нас открыл известнейший краевед, защитник тотемской старины Станислав Зайцев, благодаря которому, можно сказать, и возник бренд «Город русских Колумбов»

Но было бы неверным считать, что купечество Тотьмы прославилось только морскими походами. Издавна Тотьма была городом купцов – занимавшихся солеварением, торговлей и даже судостроением: с судоверфей купца Кондакова на Сухоне сошло несколько пароходов. Именно тотемские купцы во многом определили облик Тотьмы начала ХХ века: нарядной, с булыжной набережной и красивыми беседками, мостиками через овраги. Благодаря купечеству были выстроены монументальные краснокирпичные здания Мариинской женской гимназии, Петровской ремесленной школы, ряд других зданий, украсивших город своим обликом. Славные традиции и купеческий дух живы в городе и поныне.

Ныне бренд «Город купцов и мореходов» тесно связан с рядом других программ, направленных на сотрудничество с «Русской Америкой» и поселением Форт Росс в Северной Калифорнии. Успешному развитию брендовой программы способствуют визиты в город американских консулов (Шейла Гуолтни, Брюс Тёрнер), представителей индейского племени Кашайя, традиции колокольного перезвона Тотьма – Форт Росс, а также проведение ежегодного «Дня Русской Америки».

гербБренд «Тотьма – город чёрной лисы» начал развиваться в последние два года. Уникальный городской герб, на котором присутствует животное, никогда в Тотьме не водившееся, был дарован городу Екатериной Второй «в знак того, что жители сего города в ловле сих зверей упражняются». Упражнялись, конечно, в тысячах километрах от родных мест, на Алеутских Лисьих островах. Именно мех чёрных лис – собственно, пушнина, – принес купцам немалый доход, позволивший построить в небольшом городке столь величественные храмы-корабли.

Тотьмичи об этом не забыли – на городской площади, замыкая её перспективу, начавшуюся у памятникам землепроходцам и мореходам, находится памятный знак «Черная лиса», в сувенирных лавках бойко торгуют разнообразными лисичками из дерева и папье-маше, а один из кемпингов Тотемского района носит название «Лисий остров». Популярной программой, действующей в рамках данного бренда, является игра-квест «В поисках клада чёрной лисы», предлагаемая  сотрудниками МУП «Туризм и народные промыслы». Кстати, чёрный лисёнок – это ещё и эмблема данного предприятия. Планируется открытие музея лисы – в долгосрочной перспективе.

Приглашаем к сотрудничеству инвесторов для дальнейшего развития тотемских брендов. Подробная информация собрана здесь.

Возможность комментирования заблокирована.

  • Яндекс.Метрика