Наталья Леонидовна Дилакторская

В 2012 году в Тотемское музейное объединение поступила из Санкт -Петербурга работа Ф. М. Вахрушова «Портрет Наташи Дилакторской», которая была написана художником в технике масляной живописи в 1916 году. Его подарила музею потомок семьи Дилакторских Елена Станиславовна Дилакторская.

Кто она – девочка с портрета Вахрушова? Наташа родилась в 1904 году и выросла в Тотьме, ее родители были учителями. В дальнейшем – студентка Ленинградского педагогического института им. Герцена, педагог Театра юного зрителя, редактор ленинградского отделения Детиздата… Ее первые сборники стихов «Бычок», «Лесной цирк», «Почему маму прозвали Гришкой?» были написаны и изданы ею для юных читателей. Она была знакома с советскими поэтами и писателями: С. В. Михалковым, С. Я. Маршаком, К. И. Чуковским, Ю. П. Германом, В. Бианки. Об уровне ее профессионализма свидетельствуют следующие факты: под редакцией Натальи Дилакторской у Михаила Зощенко выходит книга «Смешные рассказы», у Анны Ахматовой – “Поэма без героя”. Была и участницей Великой Отечественной войны, на фронте работала военным корреспондентом, имела боевые награды. Прожила до 1989 года, похоронена в Прибалтике.

Семья учителей Дилакторских проживала по улице Большой Садовой в соседнем доме с художником Вахрушовым. Семьи были очень дружны, потому не случайно Вахрушов в качестве героини портрета выбрал Наташу. На картине девочка изображена в возрасте 12 – 13 лет, в этом не может быть сомнений, поскольку датой ее рождения согласно «Книги метрических записей городской Успенской церкви» является 1904 год.

«2 марта родилась 14 крестилась Наталия. Отец наставник Тотемской учительской семинарии коллежский асессор Леонид Николаевич Дилакторский, жена Людмила Васильевна. Воспреемники – законоучитель Тотемской учительской семинарии священник Марк Иринархов Вознесенский и жена смотрителя Тотемского духовного училища статского советника Ольга Владимировна Соколова. Священник – Евгений Сибирцев. Псаломщик Николай Вячеславов».

Сохранились дневники этой девочки, которые Наташа начала писать в подростковом возрасте. Пять толстых общих тетрадей дневников, потемневших от времени, в музей также передала Е. С. Дилакторская. Дневники охватывают промежуток времени с 1915 по январь 1938 года. Нам более всего интересен тотемский период жизни героини.

Заглянем на странички дневника, написанные в 1916 году, они как раз совпадают со временем написания портрета. Двенадцатилетней девочкой описаны две прогулки: одна в летнее поле, другая – на Дедов остров. Через эти описания в девочке уже чувствуется будущая писательница:

«Какъ я люблю въ летнюю пору идти по полю. Солнце греет, все блестит въ его лучахъ. Синiе, красные, белые, желтые, пестрые цветы стоятъ въ душистой траве. Тысячи запаховъ доносятся до меня. Тысячи звуковъ доходятъ до меня. Стрекотанiе кузнечиковъ, жужжанье мухъ, пенiе жаворонка, шум цветовъ, наклоняющихся отъ ветра – все прекрасно. Даже палящий летний зной и то прiятенъ. Мы бежимъ наперегонки, ползаемъ по траве, прячемся от родителей. Ляжем на траву и глядим вверхъ. Синее небо, на немъ «барашки» легкiе облачки…»

Другая прогулка – на Дедов остров. Она интересна в том плане, что здесь уже появляется персонаж под именем «Анна Николаевна». Это Анна Николаевна Каринская, директор тотемской уездной земской библиотеки, о жизни которой нам очень мало известно. «Мы одеты и я была командирована за Анн. Ник. звать ее. Та не замедлила и къ 10 час все были в сборе. Захвативъ все корзины, мы бегом направились на берегъ. Сухона. Тутъ было еще прекраснее. Невозможно описать расцветокъ и красокъ. Солнце заливало светомъ берега и было такъ хорошо, что кажется бы мы никуда не уехали, сидели на берегу и глазели на окружающую насъ обстановку».

В июле 1918 года уже в возрасте 14 лет, считая себя человеком взрослым, Наташа записывает «детские» воспоминания. Со страниц дневника мы узнаем, что «зима – волшебница» для девочки, это любимое время года, и потрескивающие морозы являются предвестниками самого любимого детского праздника Рождества Христова, который отмечают как в богатых, так и в бедных семьях. При подготовке к нему, отмечает автор дневника, дети не оставались безучастными зрителями. Уборка, стряпня – все это находило в них живой отклик.

Приготовления к празднику начинались за неделю. «Все чистилось, скреблось, мылось. Когда все было чисто, начиналась стряпня. Пеклись торты (песочные, китайские, бисквиты, шоколадные), мазурки, печенья, безэшки, коржики, пирожныя… Запекались окорока. Варились осетры, стерляди, щуки, судаки. Делались различные заливные …».

Когда елка проходила в доме Наташи, детей собиралось человек 35-40. Дети помогали заранее делать «тюрички», раскладывая сладости. Елки устраивались и в учебных заведениях: в семинарии, и в гимназии. Здесь хотелось бы обратиться к страницам дневника, где Наташа вспоминает этот немаловажный эпизод в своей жизни – поступление в Тотемскую Мариинскую женскую гимназию. «Мне сшили синее сатиновое платье с красным лаковым кушачком и белым кружевным воротничком, купили синiе банты и новые ботинки. Все уже было готово, а до экзаменов еще ждать полмесяца». И, наконец, наступил тот знаменательный день. Наташа описывает его в подробностях. «Я беру «казенную» бумагу и старательно его переписываю. Мне хочется кричать от радости: задача так легка, что, переписывая ее, я уже решила… Не так смотрит на это моя сосъдка… По ее миловидному личику видно, как трудна для нее работа. Я кончаю свою и, довольная успехом, отдаю ее Е.В. первой. Она ласково смотрит на меня и улыбается, но я, сохраняя серьезный вид, раскланиваюсь и не спеша выхожу из класса. В коридоре меня ждет мама. Как сошло она не спрашивает, а только крепко целует меня. Она догадыватся, что все сошло благополучно. Идя домой, мне казалось, что вся улица знала о том, что я выдержала «арифметику».

Очень важными для формирования личности будущей писательницы оказались уроки живописи, которые она брала у художника Ф. М. Вахрушова, прогулки в лес, посещение спектаклей, где художник выступал в качестве актера. Он был для нее настоящим другом, словно сверстник, которому могла доверить Наташа свои тайны.
Именно поэтому со страниц дневника художник предстает перед нами человеком простым, со своими причудами, своим характером. Интересно описание девочкой одной из поездок в лес за грибами. «8 авг. 1918. Ездили на Леденгу с ворчащим все время, ФМ… Мне очень везло я в скором времени набрала пол корзины боровиков, чиликов, рыжиков, волнушек, сыроежек и лисичек. На бору одно очарованье! Солнышко заливает все своим радостным светом. На берегу Сухоны развели костер, спекли картошку… Даже ФМ, ворчавший в лесу на то, что его корзина неполная – начал философствовать. Я привезла 15ф грибов и 1½ брусники. Ужасно довольна конечно (даже несмотря на воркотню ФМ)»

Взрослеющая Наташа в дневниках не просто описывает быт, события, в ее рассказе – эмоциональные переживания. Она все примечает, анализирует, делает выводы, радуется, негодует, любит или не любит окружающих. Например, на одной из страниц Наташа описывает посещение лекции краеведа Д. А. Григорова по теме «Основание Тотьмы». Лектор не производит приятного впечатления на 15-летнюю Наташу, кажется скучным, неинтересным, и об этом она прямо, без утайки безжалостно, с юношеским максимализмом пишет: «Лекция интересная безусловно, но лектор прямо ужасный. После 1ой половины, хоть он и ссылался на порок сердца, что ему вредно читать, но я согласна с мамой, что у него много пороков вообще… В общем было бы очень интересно, если бы лекция была составлена по плану (причем не говорилось 20 раз об одном и том же), если бы дикция лектора была бы хоть немножко удовлетворительнее и если бы он был бы хоть самую чуточку, знаком с психологией Я очень разочаровалась в нем, …Во всяком случае страдающие безсонницей с успехом могли бы посещать лекции тов. Григорова (с пользой для себя!)»

Девочка с портрета Вахрушова тогда не могла себе представить, что пройдет столетие, и мы будем, любуясь ею, пристально всматриваться в черты ее лица на портрете, знакомясь с ее дневниками, сопереживать ей и читать её книги…

Валентина Притчина, зав. музеем церковной старины ТМО

Оставить комментарий

Почта (не публикуется)

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

  • Яндекс.Метрика