Школа музейного развития-2017 в Тотьме

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

Мы рады пригласить Вас принять участие во Второй Школе музейного развития «ЗА ГРАНИЦАМИ СТОЛИЦ» 

1-6 октября 2017, г.Тотьма (Вологодская область)

Информационное письмо Школы музейного развития (скачать)

В 2016 году в Тотьме при поддержке Благотворительного Фонда Владимира Потанина в рамках ежегодного конкурса проектов «Музейный десант» с успехом прошла Первая Школа музейного развития «За границами столиц». В качестве преподавателей в ней приняли участие семь экспертов-профессионалов из Санкт-Петербурга и Москвы, слушателями стали сотрудники более чем 40 музеев страны. С учётом полученных организаторами рекомендаций было принято решение провести Вторую школу музейного развития «За границами столиц» в Тотьме на базе МБУК «Тотемское музейное объединение» с 1 по 6 октября 2017 года.

К участию приглашаются сотрудники российских музеев регионального и муниципального подчинения. Основной акцент Школы планируется сделать на обучении сотрудников музеев малых городов и сёл (населением до 50 000 человек) и включении их в круг межмузейного профессионального общения, однако мы примем заявки от всех желающих участвовать в нашей программе.

В рамках Школы будет проходить обучение по трем тематическим направлениям:

1) научно-фондовая работа; 2) научно-экспозиционная работа; 3) основы маркетинга.

  1. Основы научного описания, атрибуции и консервации произведений древнерусского искусства. (8 ак.часов)
  2. Особенности атрибуции, изучения, научного описания и консервации фотодокументов. (4 ак.часа)
  3. Основы атрибуции и каталогизации малоизученных фондовых коллекций (на примере кондитерской упаковки). (4 ак.часа)
  4. Актуальные проблемы обеспечения безопасности, учета и хранения Музейного фонда РФ. (6 ак.часов)
  5. Методологические секреты интересной экспозиции. От идеи к смысловой структуре, от смысловой структуры к дизайн-проекту и воплощению. (8 ак.часов)
  6. Музей как инструмент сохранения и трансляции локальной исторической памяти. (8 ак.часов)
  7. Собрание музея в системе выставочной политики. (6 ак.часов).
  8. Маркетинг и PR на службе современного музея. (4 ак.часа)

Форма участия в работе Школы – очная.

Для участия необходимо прислать в адрес оргкомитета vtotme@mail.ru с 5 июня по 15 сентября заявку участника, оформленную в соответствии с нижеизложенными требованиями. В случае, если от организации планируется участие нескольких человек, отдельные заявки составляются на каждого из них.

Для оформления заявки необходимо заполнить следующую таблицу:

Ваши ФИО
Название населённого пункта
Место работы; должность
Адрес электронной почты (E-mail)
Контактный телефон
Тематические направления, представляющие для Вас наибольший интерес (укажите названия)
Какие вопросы помимо тех, которые уже указаны в учебно-тематическом комплексе согласно модулям, Вы бы хотели рассмотреть в рамках Школы?
Желаете ли вы получить удостоверение о повышении квалификации и готовы ли вы за него заплатить (по предварительным расчетам от 1000 до 2000 руб. в зависимости от количества желающих)?
Пожелания по гостинице (см. раздел «Организационные вопросы»)

Каждый участник будет иметь возможность скачать ссылку с рабочими материалами Школы и публикациями экспертов.

Организационные вопросы

Проезд до г.Вологда – поездом из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России; самолётом из Москвы и Санкт-Петербурга; автобусом из Ярославля, Петрозаводска, Иваново, Костромы и др. Более подробную информацию можно найти здесь: http://tourizm-totma.ru/kak-dobratsya. Проезд до г.Вологда оплачивается направляющей стороной.

Организованный трансфер по маршруту Вологда – Тотьма - Вологда будет организован принимающей стороной исходя из времени прибытия и отправления поездов. Организаторы сделают всё возможное для того, чтобы он, как и ранее, был для участников бесплатным. В противном случае стоимость проезда туда-обратно будет составлять ориентировочно 1000 рублей (500+500).

Организационный взнос за участие в Школе составляет 500 рублей от каждого участника. Он вносится на месте при регистрации участников в Тотьме.

Командировочные удостоверения при необходимости просим оформлять на МБУК «Тотемское музейное объединение», 161300, Вологодская область, город Тотьма, улица Ворошилова, 44. 

В целях эффективности нашей работы во время Школы будет организовано размещение в гостиницах и централизованное питание участников. Пожалуйста, ознакомьтесь с вариантами размещения (http://tourizm-totma.ru/gde-ostanovit-sya) и укажите предпочтительный вариант в заявке. Бронируют гостиницу организаторы самостоятельно, Вам это делать не нужно!

Варианты централизованного питания во время Школы будут предложены Вам после 20 сентября. Проживание и питание участников Школы – за счет направляющей стороны.

Ключевые даты Школы 

  • Подача заявок на участие в работе Школы – до 15 сентября, 23.59. Обращаем Ваше внимание, что официальное приглашение участнику Школы будет высылаться оргкомитетом только после получения заявки.
  • Рассылка программ участникам – до 21 сентября.
  • Организованный трансфер из Вологды в Тотьму 1 октября в 09.15 от ЖД вокзала.
  • Заезд участников, регистрация, экскурсионная программа, открытие школы, знакомство, приветственный ужин от Главы Тотемского муниципального района – 1 октября.
  • Работа тематических модулей, экскурсионные и интерактивные программы, мастер-классы в музеях города – 2-5 октября.
  • Итоговое собрание, вручение сертификатов об окончании Школы, театрально-концертная программа – вечер 5 октября.
  • Организованный трансфер в Вологду с посещением старинного северного села Усть-Печеньга (народный музей, храм Покрова Пресвятой Богородицы, смотровая площадка колокольни, дом с крестьянской росписью в д.Мыс) – утро 6 октября.
  • Прибытие в Вологду на ЖД вокзал примерно в 15.00 6 октября. 

Культурная программа является неотъемлемой частью Школы. В её рамках сотрудники МБУК «Тотемское музейное объединение» познакомят гостей города с экспозициями и выставками тотемских музеев, созданными на их базе интерактивными программами и мастер-классами, расскажут об опыте взаимодействия с другими учреждениями Тотьмы.

Будем рады ответить на все интересующие Вас вопросы и видеть Вас в числе участников Школы! 

С уважением и надеждой на нашу встречу в Тотьме,

Оргкомитет

Новосёлов Алексей Михайлович, директор МБУК «Тотемское музейное объединение» – председатель оргкомитета

Правдина Мария Борисовна, ученый секретарь МБУК «Тотемское музейное объединение»  - координатор образовательных программ школы

 По всем вопросам можно обращаться по электронной почте vtotme@mail.ru

Контактное лицо, ответственное за приём заявок – научный сотрудник МБУК «ТМО» Фирсова Наталия Игоревна

Приложение 1

 

Учебно-методический комплекс Второй Школы музейного развития «За границами столиц»

1 октября. День заезда, открытие Школы, представление экспертов и участников.

2 октября. Секционный день по профессиональным специализациям.

Секция для сотрудников фондовых подразделений.

Модуль 1. Основы научного описания, атрибуции и консервации произведений древнерусского искусства. (8 ак.часов)

Юлия Борисовна Комарова – искусствовед, старший научный сотрудник, хранитель фонда древнерусской живописи Новгородского музея-заповедника, заслуженный работник культуры РФ.

Общее представление о древнерусской иконописи, ее месте в системе средневекового искусства. Своеобразие художественного языка иконы. Круг сюжетов; основные иконографические типы. Основные стилистические особенности памятников иконописания различных художественных центров. Методические рекомендации по составлению описания иконы.

Юрий Юрьевич Александров – заведующий мастерской реставрации темперной живописи Новгородского музея-заповедника, художник-реставратор высшей категории, член Аттестационной комиссии реставраторов Министерства культуры РФ.

Краткий обзор технико-технологических приемов иконописания – конструкция основы, виды паволоки, состав левкаса, особенности красочного слоя и золочения. Способы визуального определения наличия на иконе поздних записей и поновлений. Общее представление о реставрационных процессах. Лабораторные методы исследования памятников древнерусской живописи. Виды биологического поражения икон и способы дезинфекции. Методические рекомендации по составлению описания состояния сохранности памятника.

Практикум. Атрибуция иконы и составление карточки научного описания на примере произведений древнерусского искусства из собрания Тотемского музейного объединения.

Секция для сотрудников научно-экспозиционных отделов музея.

Модуль 5. Методологические секреты интересной экспозиции. «От идеи к смысловой структуре, от смысловой структуры к дизайн-проекту и воплощению». (8 ак.часов)

Олег Рудольфович Николаев – научный руководитель бюро «АртТерра» (Санкт-Петербург), куратор музейных проектов, кандидат филологических наук.

Как музей может коммуницировать с разными типами посетителей? Что такое концептуальная модель выставки или экспозиции и почему ее построение должно начинаться с поиска проблемы? Для чего в музее нужна наука? Как пишутся и кем и как читаются музейные тексты? Что такое пресловутая интерактивность и зачем в музее звук?

Практикум. Современные подходы к этнографическим экспозициям. Материальное и нематериальное наследие в экспозиции. Анализ экспозиции «Открытое хранение фондов» Тотемского музейного объединения и разработка подходов к реэкспозиции.

Вечер общей работы. Подведение итогов дня. Дискуссия и обмен мнениями.

3 октября. Секционный день по профессиональным специализациям.

Секция для сотрудников фондовых подразделений.

Модуль 2. Особенности атрибуции, изучения, научного описания и консервации фотодокументов. (4 ак.часа)

Наталья Олеговна Рыжёнок – хранитель фонда фотодокументов СПбГБУК «Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме».

История фотографии и ее виды. Классификация фотодокументов по технике изготовления. Особенности хранения фотодокументов. Основы консервации фотодокументов.

Практикум. Научное описание разных видов фотодокументов на примере произведений Фотонегатеки из собрания Тотемского музейного объединения.

Модуль 3. Основы атрибуции и каталогизации малоизученных фондовых коллекций (на примере кондитерской упаковки). (4 ак.часа)

Любовь Юрьевна Березовская – главный хранитель СПбГБУК «Санкт-Петербургский музей хлеба».

Происхождение жестяной упаковки с литографским изображением. Виды упаковки. Специфика источниковедческого анализа упаковки. Научная каталогизация. Систематизация материала и этапы работы над изданием печатного каталога коллекции кондитерской упаковки.

Практикум. Научное описание упаковочной тары на примере произведений из коллекций Петровской ремесленной школы и Металла Тотемского музейного объединения.

Секция для сотрудников научно-экспозиционных отделов музея.

Модуль 6. Музей как инструмент сохранения и трансляции локальной исторической памяти. (8 ак.часов)

Олег Рудольфович Николаев – научный руководитель бюро «АртТерра» (Санкт-Петербург), куратор музейных проектов, кандидат филологических наук.

Мария Николаевна Коростелева – директор бюро «АртТерра» (Санкт-Петербург), искусствовед, куратор музейных проектов.

Как современному музею представлять историю? Специфика локального и регионального измерения отечественной истории, способы и формы ее экспозиционного представления и возможные источники – от устных воспоминаний до писем и фотографий из семейных архивов. Взаимодействие музея с местным сообществом через экспозиционную и выставочную деятельность, адресованную различным аудиториям и возрастным группам – от семейного посетителя до подростков и пожилых людей. Исторические и научно-популярные выставки и программы, адресованные детской и подростковой аудитории.

Практикум. Современные подходы историческим экспозициям. Анализ исторической экспозиции краеведческого музея Тотемского музейного объединения: разработка подходов ее обновления в условиях минимального бюджета.

Вечер общей работы. Подведение итогов дня. Дискуссия и обмен мнениями.

4 октября. День общей работы.

Модуль 7. Собрание музея в системе выставочной политики. (6 ак.часов)

Ольга Владимировна Крупина – зав.отделом научной и выставочной деятельности Вятского художественного музея.

Концепция выставочной политики музея. Представление коллекций и вызовы времени. Организация межмузейного выставочного сотрудничества: бонусы и подводные камни. Документальное оформление выставок.

Практикум. Как привлечь молодого посетителя на художественную выставку в музей? Анализ экспозиции Ф.М.Вахрушова в краеведческом музее Тотемского музейного объединения. Блиц-проектирование.

Модуль 8. Маркетинг и PR на службе современного музея. (4 ак.часа)

Юлия Геннадьевна Терехова – заместитель генерального директора Фонда «Открытая коллекция».

Краудфандинг. Как музею заработать миллион, или Почему разок надо попробовать каждому? Мероприятия музея. Как шокировать целевую аудиторию из местных, чтобы они хотели еще и еще. Немного о черном юморе в грантовой заявке: как грамотно выставиться дураком, которого все полюбят.

Вечер. Подведение итогов дня. Дискуссия и обмен мнениями.

5 октября. День общей работы.

Модуль 4. Актуальные проблемы обеспечения безопасности, учета и хранения Музейного фонда РФ. (6 ак.часов)

Мария Борисовна Правдина – ученый секретарь Тотемского музейного объединения, кандидат культурологии, член Президиума АДИТ.

Обсуждение изменений в законодательстве о Музейном фонде (поправки в 54-ФЗ О Музейном фонде РФ и музеях в РФ, Положение о Музейном фонде и Положение о Государственном каталоге Музейного фонда РФ). Перспективы развития музеев в России. Обсуждение Концепции развития музейного дела в РФ на период до 2030 г. Исторический экскурс системы учета и хранения музейных фондов в России. Сравнительный анализ Инструкции 1985 г. и Единых правил комплектования, учета и хранения музейных предметов и музейных коллекций. Разработка стратегии работы музея с Государственным каталогом Музейного фонда РФ.

Приглашены к дискуссии: зам.начальника отдела Музейного Фонда МК РФ Надежда Михайловна Петрова, главный консультант Департамента культуры и туризма Вологодской области Ирина Евгеньевна Зайцева, начальник отдела культуры Администрации Тотемского района Ирина Геннадьевна Сергеева и все желающие.

Подведение итогов работы Школы. Дискуссия и обмен мнениями. Вручение сертификатов.

НАШИ ЭКСПЕРТЫ:

Юрий Юрьевич Александров – художник-реставратор высшей категории, заведующий мастерской реставрации темперной живописи, член Аттестационной комиссии реставраторов Министерства культуры РФ, член Союза художников России, член Союза писателей России.

Работает в Новгородском музее-заповеднике с 1981 г. после окончания отделения реставрации и хранения произведений станковой живописи Московского художественного училища памяти 1905 года. В 1990 г. закончил факультет теории и истории искусства Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Автор многочисленных публикаций по технологии реставрации иконописи.

Любовь Юрьевна Березовская – главный хранитель СПбГБУК «Санкт-Петербургский музей хлеба».

В 1987 г. окончила исторический факультет Ленинградского гос. университета. До 1994 г. работала в Институте истории материальной культуры РАН. С 1994 г. работает в Санкт-Петербургском музее хлеба, с 1995 г. – в должности главного хранителя музея. Общий хранительский стаж – 23 года. Автор каталога “Сладкая жизнь. Жестяная упаковка кондитерских фирм России. Конец XIX – начало ХХ века”. – СПб. 2006.

Юлия Борисовна Комароваискусствовед, старший научный сотрудник отдела хранения и изучения вещественных памятников Новгородского музея-заповедника, хранитель фонда древнерусской живописи и резного дерева, Заслуженный работник культуры РФ.

В 1990 году окончила очное отделение истории искусства исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности «История и теория изобразительного искусства». По окончании университета была принята в Новгородский музей на должность научного сотрудника отдела изобразительного искусства, с 1996 г. переведена на должность старшего научного сотрудника отдела хранения и изучения вещественных памятников. В этой должности работает по настоящее время.

Должностные обязанности связаны с хранением, изучением и пополнением уникальной коллекции иконописи ХI-ХIХ вв.: организацией оптимального режима хранения, своевременном выявлении памятников, нуждающихся в консервационных или реставрационных работах. Наиболее значимой заслугой является работа над созданием экспозиций Новгородского музея-заповедника: «Русская икона XI-XIX вв.» (2004 г.) и «Древнерусское резное дерево XIV – XVII вв.» (2005 г.), участие в крупных выставочных проектах «Византия. Вера и власть» (Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк, США) и «Святая Русь» (Музей Лувра, Париж, Франция; ГТГ, Москва и ГРМ, Санкт-Петербург) в том числе и в качестве автора-составителя каталожных описаний экспонатов. Автор многочисленных работ по русской иконописи и путеводителя по экспозиции «Русская икона XI-XIX веков в собрании Новгородского музея» (в соавторстве). М., 2004.

 Мария Николаевна Коростелева – директор бюро «АртТерра», куратор музейных проектов, специалист по музейному проектированию.

Историк искусства (кафедра истории искусств, СПбГУ), магистр искусствоведения (Европейский университет в Санкт-Петербурге).

Олег Рудольфович Николаевнаучный руководитель бюро «АртТерра», куратор музейных проектов, специалист по музейному и социокультурному проектированию. Кандидат филологических наук.

Фольклорист, культурный антрополог, Автор более 100 научных публикаций по фольклору, русской литературе, народной письменности и устной истории, музейному делу.

Бюро «АртТерра» занимается проектированием и строительством новых экспозиций и выставок, разрабатывает и реализует музейные интерактивные проекты и выставки, адресованные детям и подросткам, разрабатывает музейный образовательные программы, ориентированные на разные аудитории.

Основные проекты, реализованные бюро «АртТерра»:

- Фестиваль «Дни Детской культуры России и стран Северной Европы в Санкт-Петербурге» (2009-2010).

- Экспозиция «Страна Гайдарика» (Музей политической истории России, Санкт-Петербург, 2012); проект признан одним из 10 лучших проектов, реализованным при поддержке Фонда В. Потанина.

- Выставки в составе фестивалей «Музейный гид – 2012»,  «Музейный гид – 2013» (фестиваль лучших музейных проектов, реализованных в рамках программ Благотворительного фонда В.Потанина, Москва, 2012,2013).

- «Неделя фотографии» в Санкт-Петербурге, приуроченная к саммиту  «Группы двадцати» (G20) (Эрмитаж, Русский музей, Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург, 2013).

- Экспозиция «Иосиф Гамель и темная комната» (музей-заповедник «Старая Сарепта», Волгоград, 2013; грант конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире»).

- Детская интерактивная выставка «Дом книги» (Санкт-Петербург, Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, 2013; Москва, выставочный зал «Рабочий и колхозница, 2014).

- Выставка «Как построить зоопарк». К 150-летию Московского зоопарка (Выставочный зал «Рабочий и колхозница», Москва, 2014).

- Концепция музея космонавтики для Музея истории города (Музей истории Санкт-Петербурга (Петропавловская крепость), Санкт-Петербург, 2014).

- Интерактивная экспозиция «Сказание о Мамаевом побоище» (Музей-заповедник «Куликово поле», Тула, 2015).

- Выставка «Россия читающая» (Государственный литературный музей, на площадке Всероссийского музея А. С. Пушкина, Москва, 2015).

- Новая экспозиции Санкт-Петербургского музея хлеба (Санкт-Петербург, 2015).

- Концепция и дизайн-проект новой экспозиции Музея народной культуры (Белгород, 2016).

- Выставка «Против течения. Петербург – город нехлебный» (Санкт-Петербургский музей хлеба, 2016-2017).

- Детская интерактивная выставка «Путешествие за мифами». Россия – Финляндия – Эстония. (Российский этнографический музей. Петербург; церковь Нигулисте, Эстонский художественный музей, Таллинн, Эстония; Музейный центр города Турку, Финляндия; 2016-2017).

- Выставка «От Рождества до Крещения. Святки в гдовской деревне» (Санкт-Петербургский музей хлеба, декабрь 2016 – январь 2017).

Бюро «АртТерра» http://www.artterra.spb.ru/

Ольга Владимировна Крупина – заведующая отделом научной и выставочной деятельности Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых (г. Киров).

Окончила Вятский государственный гуманитарный университет, факультет культурологии. В музее с 1996 года. Работала младшим научным сотрудником отдела эстетического воспитания, старшим научным сотрудником и заведующей отделом живописи, заведующей отделом изобразительного искусства, заведующей отделом научной и выставочной деятельности. Занимается экспозиционно-выставочной и научно-исследовательской работой. Автор музейных экспозиций древнерусского и церковного искусства, отечественного искусства XX века, куратор временных тематических и монографических выставок из собрания музея, межмузейных выставочных проектов, персональных, групповых, международных выставок современных художников. Куратор ежегодного всероссийского “Васнецовского пленэра” с 2006 года. Участник региональных, межрегиональных, всероссийских и международных научных и научно-практических конференций. Автор статей по вопросам истории Вятского художественного музея, художественной жизни Вятского края, жизни и творчеству художников и деятелей культуры Вятки.

Мария Борисовна Правдина – ученый секретарь Тотемского музейного объединения, кандидат культурологии, член Президиума НП АДИТ.

Окончила Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств по специальности «Музейное дело и охрана памятников истории и культуры» в 1996 г. С июня 1996 по август 2016 г. работала в музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме (Санкт-Петербург) сначала в должности научного сотрудника, затем – заведующего сектором учета и хранения и администратора базы данных. С 1999 года – член НП АДИТ. С 2000 по 2013 являлась старшим преподавателем кафедры музеологии и культурного наследия СПбГУКИ и читала курсы, посвященные специальной профессиональной подготовке музееведов: «Комплектование, учет и хранение музейных фондов», «Учет музейных ценностей на компьютере», «Информационные технологии в музее и учреждениях музейного типа». С 2007 по 2016 гг. – член городской Экспертной Фондово-закупочной комиссии Санкт-Петербурга. Участник многочисленных региональных проектов по внедрению музейных информационных систем, оцифровке и управлению музейными коллекциями, сверкам. Сфера профессиональных интересов: правовые основы учета и хранения музейных фондов, авторское право, информационные технологии в музее. Создатель группы в Фейсбуке, посвященной правовым аспектам учета, хранения и изучения музейных фондов «Музейный учет forever». Автор более 40 публикаций, посвященных учетно-хранительской деятельности и музейным информационным системам.

 

 Наталья Олеговна Рыжёнок – хранитель фонда фотодокументов Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.

Окончила Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств по специальности «Музейное дело и охрана памятников».

С июня 2004 года работает в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме (Санкт-Петербург) сначала в должности научного сотрудника, хранителя архива музея и американской библиотеки Иосифа Бродского, затем с 2005 по 2008 исполняла обязанности заведующего сектором учета и хранения. Общий хранительский стаж – 13 лет.  С 2007 по 2014 год являлась секретарем «Экспертной комиссии по утверждению результатов сверок музейных предметов и музейных коллекций государственных музеев, находящихся в ведении Комитета по культуре и администраций районов Санкт-Петербурга с учетной документацией». С 2005 года постоянный участник конференций АДИТ, с 2011 года – член АДИТ. С 2007 года принимает участие в проведении обучающих семинаров при внедрении БД КАМИС в музеях России и Украины в качестве приглашенного эксперта. Принимает участие в подготовке изданий музея с участием материалов из фотофонда, наиболее значительные издательские проекты: «Бег времени. Фотолетопись жизни Анны Ахматовой. По материалам музея Анны Ахматовой в Фотанном Доме» (в 2-х частях), «The Flight of Time. A Photogrphic Chronicle of Anna Akhmatova’s Life», «Иосиф Бродский. Фотолетопись» (в 3-х частях) (номинант премии «Музейный Олимп» в 2014 году) – отбор, редактирование и составление указателей. Регулярно повышает квалификацию, проходя обучение на курсах, связанных с идентификацией фотоотпечатков и спецификой хранения, экспонирования и упаковки фотодокументов.

 Юлия Геннадьевна Терехова – заместитель генерального директора Фонда «Открытая коллекция».

Выпускница Европейского университета (Санкт-Петербург) и Московской высшей школы социальных и экономических наук, искусствовед, создатель музея народной монументальной живописи “Дом со львом” и культурного центра “Новый дом” в Саратовской области. Научный интерес: домовая роспись. Победитель конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда Владимира Потанина (2012), получатель грантов Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко программы «Культурная мозаика» (2014 и 2015 гг.), получатель гранта в программе «Музейный десант» Благотворительного фонда Владимира Потанина (2016).

Возможность комментирования заблокирована.

  • Яндекс.Метрика